|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Орлы смотрят на Восток
26.12.2005 00:01
Лучше вы к нам В уходящем году Владимир Путин сократил свои зарубежные поездки, которые фактически свелись к участию в международных саммитах. Двухсторонних визитов было немного - в Польшу в самом начале года, дважды в Казахстан, дважды в Германию, на Украину, а также Голландию, Грецию, Финляндию, Бельгию, Израиль и Японию. Очевидно, что обычных "визитов вежливости" среди них не было - каждая имела совершенно четкую цель, продиктованную острой политической необходимостью. Все остальные поездки можно пересчитать по пальцам, однако все они имели яркое символическое значение: саммит ООН в Нью-Йорке, саммит Россия-ЕС в Лондоне, саммит Лиги арабских государств в Каире, АТЭС в Южной Корее, саммиты ШОС и АСЕАН в Малайзии. Соответственно, визиты иностранных делегаций в Россию с лихвой компенсировали немногочисленные зарубежные поездки президента Путина, практически полностью переложившего ведение двухсторонних диалогов на главу российского МИДа Сергея Лаврова. Показательно, что большую часть международных встреч Владимир Путин провел на территории России, приняв в Кремле, Ново-Огарево, Сочи, а также Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах делегации 29 стран, а также НАТО, ЕС, Всемирного банка и деловых кругов. Характер встреч и список визитеров показателен с точки зрения актуальных геополитических и экономических интересов России. Наиболее частыми (четырежды) были встречи с китайской делегацией. Ху Дзиньтао приезжал в Россию трижды, тогда как Владимир Путин ни разу не посетил в этом году Поднебесную. Сотрудничество стран по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой Россия и Китай выступают главными застрельщиками, стремительно развивается. Несколько раз принимали в российских резиденциях индийского премьера, а также министра обороны. В этом году Россия и Индия заключили несколько важных контрактов по линии энергетики, а также в военной области. Заклятые друзья Российско-американский диалог был весьма насыщенным. С Джорджем Бушем Владимир Путин общался трижды, не считая многочисленных телефонных разговоров. Первая встреча прошла весной в Словакии, где и был задан тон общению в этом году: внешне благодушный, но отягощенный серьезными разногласиями - прежде всего, относительно постсоветского пространства. Затем Буш и Путин общались на саммитах ООН в Нью-Йорке и АТЭС в Южной Корее. Противоречия между Москвой и Вашингтоном отразили и характер многочисленных встреч глав российской и американской дипломатий Сергея Лаврова и Кондолизы Райс, которую дважды принимали и в Кремле. Министры часто общались неформально, однако расхождения обнаруживали себя в побочных проявлениях: например, в торможении США переговорного процесса по вступлению России в ВТО, который в начале года Буш обещал завершить до наступления следующего, а также в виде инициатив американских сенаторов исключить Россию из "восьмерки". Не ЕС, а Старый Свет Отношения с Европой носили ярко выраженный персонализированный характер: два отдельных саммита с президентами Франции и Германии - в Калининграде, а затем в формате "четверки" (плюс Испания) в Париже, несколько двухсторонних встреч с Герхардом Шредером. С Евросоюзом диалог развивался активно, но не очень продуктивно: с руководством ЕС Москве говорить явно сложнее, чем с еврограндами, которые и сами не всегда находят общий язык с Брюсселем. Четыре общих пространства между Россией и ЕС строятся с трудом, прежде всего - из-за глубокого кризиса в самом Евросоюзе (кстати, о факте такового часто повторяли Жак Ширак и Герхард Шредер), с одной стороны и из-за довольно пикантного противоречия интересов на постсоветском пространстве - с другой. Из европейских стран наиболее активно диалог развивался с Германией. Канцлер Шредер трижды приезжал в Россию, которую также посетили главы МИД и министерства экономики ФРГ, а также бывший канцлер Гельмут Коль. Германия и Россия оказывали друг другу колоссальную взаимную поддержку. Но прагматизм и деловая струя в отношениях ознаменовали этот стратегический союз, который в этом году подкрепился экономическим соглашением между "Газпромом" и БАСФ. А сделкой года стало наделавшее столько шума соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. Укрепление стратегического альянса России с крупнейшей европейской экономикой и одним из столпов ЕС, безусловно, можно назвать одним из главных успехов уходящего года. Впрочем, следующий год покажет, изменит ли эту ситуацию приход к власти политического противника Шредера лидера христианских демократов Ангелы Меркель. Российская энергетика - залог мировой безопасности Проблемы энергетики, а также вопросы развития международного бизнеса красной нитью прошли через всю внешнеполитическую деятельность России в уходящем году. На всех международных встречах поднималась тема поставок российских энергоносителей. И Россия выступила своего рода гарантом общественного спокойствия по поводу энергетического будущего Запада, заверив своих европейских партнеров, что она, по словам Владимира Путина, не намерена "что-либо делать во вред кому бы то ни было", а исходит "из крайней необходимости для Европы создать для себя благоприятные условия экономического развития". Об этом президент России говорил на всех ключевых саммитах - с лидерами Франции и Германии в Калининграде, с ними же в Париже, с руководством ЕС, в Лондоне с Тони Блэром, отвечая на многочисленные вопросы журналистов по этому поводу. Об этом он говорил на многочисленных встречах с элитой бизнес-сообщества. В наступающем году тема энергетической безопасности озаглавит российское председательство в "большой восьмерке". Очевидно, к саммиту "восьмерки" в Санкт-Петербурге, который станет главной внешнеполитической интригой 2006 года, прояснится и позиция США по поводу энергетических амбиций России. Огромное внимание было уделено экономике и, в частности, крупному международному бизнесу. В этом году Владимир Путин встретился с многочисленными представителями деловых кругов: ведущими американскими (трижды), германскими, голландскими, японскими бизнесменами. При Европейской комиссии было создано постоянное представительство российских деловых кругов. Дважды 60 В этом году Россия выступила с декларацией нескольких основных идей, которые пыталась весьма последовательно продвигать. Подготовке к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне была посвящена первая половина года, в том числе, и визит Владимира Путина в Польшу, который до этого откладывался несколько раз. Несмотря на вал критики и попытки ряда бывших советских республик дочерна «запиарить» московскую праздничную встречу (на дипломатическом языке это называется "попытками переписать историю"), Москва провела грандиозный саммит по этому поводу, сумев организовать в рамках празднования 60-летия Победы и саммит Россия-ЕС, и саммит СНГ. Середина года была ознаменована подготовкой к еще одному 60-летию - ООН. К этому событию Москва также готовилась очень тщательно. Вокруг реформы организации разгорелась нешуточная борьба, и Россия возглавила лагерь тех, кто выступил с позиций сохранения главенствующей роли ООН в решении международных вопросов, которая после агрессии против Ирака сильно пошатнулась. Впервые по инициативе России в рамках "Саммита-2005" Совет Безопасности принял Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма - первую в своем роде. Орел приглядывается к Востоку Фарватер большой политики, если очистить ее от шелухи таких раздражающих факторов, как срыв Эстонией договора о границе с Россией, попытки Польши и примкнувшей к ней Прибалтики выставлять Москве исторические счета и прочее, пролегала между Западом и Востоком. В частности, концептуальной заявкой России стала выбранная ею роль посредника между цивилизациями. "Как никто другой, мы в состоянии внести достойный вклад в поддержание межцивилизационного согласия в мире", - говорится в итоговой статье Сергея Лаврова. Поэтому в Москве придали большое значение предоставлению ей статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция. Участие России в таких международных региональных форумах, как организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), АСЕАН и ВАС (организация Восточно-Азиатского сотрудничества) позволили говорить о ее "прорыве" в азиатский регион. А на фоне некоторого торможения развития отношений с ЕС появилось ощущение, что именно с Азией Россия будет строить стратегическое партнерство в будущем. Об этом свидетельствует и укрепление стратегического альянса с Китаем и Индией, а также существенный перевод отношений с Японией на экономические рельсы, что, безусловно, не исключает остающихся политических проблем. В то же время в 2006 году, когда председательство в ЕС перейдет к Австрии и Финляндии, в Москве ожидают подписание "исторического" соглашения с Евросоюзом об облегчении визового режима. А это будет означать "прорыв" в строительстве общего пространства свободы. И тогда наверняка можно будет говорить о "повороте" на Запад. Будущий год обещает быть интересным. Россия возглавит не только "восьмерку", но и Совет Европы. Это председательство, по словам одного высокопоставленного российского дипломата, обещает быть жарким. Так что России неизбежно придется "играть" на всех направлениях, а российский орел покажет, сможет ли он вести предписанную ему историей двойную игру: одновременно с Западом и Востоком.
Ксения Фокина, Страна.ру ,
26.12.2005
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |