Rambler's Top100
Лениградская Правда
31 MARCH 2020, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Деньги на пачку
15.03.2006 00:01
Статс-секретарь Министерства финансов Сергей Шаталов точно знает, в каком направлении должны измениться табачные акцизы
Как стало известно Ъ, Минфин подготовил ряд поправок в Налоговый кодекс, ужесточающих систему сбора табачных акцизов. Предлагаемые Минфином изменения революционны для рынка. В 2007 году ведомство Алексея Кудрина планирует поднять существующую ставку акцизов на 30%, а затем еще по 20% в течение двух лет. При этом взимать акциз предполагается не с отпускной, а с розничной цены на сигареты, которую производители будут обязаны размещать прямо на пачке. Некоторые эксперты считают, что рост цен на сигареты составит не менее 10%.
О готовящихся изменениях Ъ сообщил вчера статс-секретарь Минфина Сергей Шаталов. По его словам, в рамках налоговой реформы его ведомство с 2007 года намерено скорректировать порядок сбора акцизов на табачную продукцию. Сам акциз, по предложению Минфина, должен будет вырасти весьма серьезно – на 30% в 2007 году и еще на 20% ежегодно – в 2008-2009 годах. Это должно принести государству дополнительные налоговые поступления в 4,8 млрд руб. в 2007 году и 7,4 млрд руб. за два следующих года. При том, что в 2005 году производители сигарет заплатили акцизов на сумму около 30 млрд руб.
Сейчас в России действует так называемая смешанная система взимания акциза: 65 руб. за 1 тыс. штук плюс 8% от отпускной цены фабрики для сигарет с фильтром и 28 руб. за 1 тыс. штук плюс 8% – для сигарет без фильтра. Минфин намерен сохранить нынешнюю структуру формирования акциза. Однако вместо отпускной цены сумма платежа будет рассчитываться исходя из заявленной табачными компаниями предельной цены в рознице.
На практике система будет работать так. Табачные компании будут обязаны указывать на пачке сигарет предельную цену, за которую продукция будет продаваться конечному потребителю. Именно эта цена будет указываться в налоговой отчетности. Цены продажи табачной компанией дистрибуторам сигарет, маржа дистрибутора, розничные наценки Минфин не интересуют. Однако пачка сигарет должна быть продана в рознице не дороже той цены, которая на ней указана.
Цель нововведения, повторяющего уже существующий порядок сбора акцизов в ЕС и недавно введенного на Украине,– снизить доходы дистрибуции и розницы, которые, по словам Сергея Шаталова, "накопили жирок" и получают порядка 65% от розничной цены этой продукции. В Минфине подозревают, что часть товаропроводящей сети аффилирована с табачными компаниями, и новая схема позволит решить проблему трансфертных цен в табачной отрасли.
Пока Минфин не решил, каким образом будут контролироваться продажи табака в рознице. Как сообщил Сергей Шаталов, Минфин рассматривает два варианта. Первый, работающий в ЕС и на Украине, предполагает штрафы и изъятие продукции у тех розничных торговцев, которые выставляют на табак ценники, превышающие официальные. Второй – принятый в Польше. Там розничный торговец или дистрибутор, желающий продавать сигареты дороже указанной цены, должен регистрироваться в налоговых органах как плательщик дополнительного акциза, который будет уплачиваться с разницы "официальной" и реальной цены. Впрочем, по словам господина Шаталова, пока в Минфине склоняются к первому варианту как "более соответствующему нашим условиям". "Контроль соблюдения цен – это дело МВД",– полагает он.
Пока изменения в схеме взимания акцизов, предложенные господином Шаталовым, поддержал только второй игрок рынка British American Tobacco (BAT). "Мы не видим проблем с указанием максимальных цен сигарет в розницу,– заявил Ъ директор по корпоративным отношениям 'BAT-Россия' Владимир Аксенов.– Ни одна бабушка или оптовый рынок не будет торговать выше заявленной на пачке сигарет цены. Скорее это проблема дорогих супермаркетов или баров. А их проконтролировать несложно". В двух других крупнейших табачных компаниях – Philip Morris и JTI – от подробных комментариев отказались. "Мы бы предпочли давать свои комментарии после того, как получим возможность подробно ознакомиться с этими предложениями и механизмами их реализации, которые сейчас рассматривает правительство",– заявил, в свою очередь, Роберт Мэй, директор по корпоративным вопросам компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России и Белоруссии. Настороженное отношение этих компаний вполне объяснимо. В портфеле брэндов Philip Morris и JTI преобладают дорогие марки сигарет, и увеличение налогооблагаемой базы им особенно невыгодно.
Кроме того, от нововведений Минфина пострадает розница. Средняя наценка в магазине на пачку сигарет составляет 25%. И скорее всего, табачные компании резко сократят маржу магазинов, для того чтобы минимизировать собственные потери. По оценкам Минфина, пачка любых сигарет в 2007 году подорожает всего на рубль. Очевидно, в министерстве учитывают опыт Украины, где после нововведений розничная цена сигарет практически не изменилась. Российские эксперты, однако, с такой оценкой не согласны. "Конечно, требуются точные расчеты,– говорит глава ассоциации 'Грандтабак' Сергей Теревцов,– однако уже сейчас очевидно, что оптовая цена и розничная, с которой теперь будут рассчитывать акциз, серьезно различаются. Табачным компаниям, для того чтобы компенсировать потери, придется увеличить цену. Я ожидаю, что рост будет не менее 10%".
Пока не вполне ясно, как будут вести себя в новых условиях владельцы клубов, баров и ресторанов, где цена сигарет традиционно заметно выше, чем в магазине. На Украине представители ресторанного бизнеса нередко добавляют к цене сигарет стоимость обслуживания. "В некоторых заведениях сигареты могут продаваться только вместе с коробком спичек, стоимость которого выше самой пачки сигарет, либо бармен может повысить стоимость обслуживания только за то, что открыл и протянул клиенту купленную пачку сигарет",– рассказал Ъ президент украинского Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака Вячеслав Сокерчак. Впрочем, российские рестораторы говорят, что готовы продавать сигареты и по цене, указанной на пачке. "Для нас вопрос стоимости сигарет непринципиален,– говорит генеральный управляющий компании 'Арпиком' Михаил Зельман,– в общем обороте объем их продаж близок к нулю".
Роман Овчинников, Дмитрий Бутрин; Арина Женкова, Киев, КоммерсантЪ , 15.03.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01 02 03
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
03
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01 02 03
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru