Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
С шубой на перевес
16.03.2006 00:01
Во всем мире за весом багажа следят только авиакомпании, у нас – еще и таможня.<br>Фото: АП
Во всем мире за весом багажа следят только авиакомпании, у нас – еще и таможня. Фото: АП
Вот уже две недели действует постановление правительства РФ, по которому объем беспошлинного ввоза товаров в страну снизился с 50 до 35 кг. Также изменена и частота перемещения товаров через таможенную границу: если раньше это можно было беспошлинно делать не чаще раза в неделю, то теперь – только раз в месяц. «Новые Известия» выяснили, что новые правила уже ударили не только по «челнокам», но по россиянам, часто выезжающим за границу в силу профессиональной деятельности. Однако нынешние порядки, с которыми многие из нас, несомненно, столкнутся в наступающем туристическом сезоне, скоро покажутся цветочками. В начале будущего года в четыре раза сократится и максимальная сумма, на которую можно беспошлинно ввозить потребительские товары: с 65 до 15 тыс. руб.

За нарушение новых порядков предусмотрен административный штраф в размере от половины до двукратной стоимости провозимых товаров. По мнению специалистов, такие меры были вызваны тем, что зачастую под видом багажа провозятся товары, предназначенные не для личного пользования, а для последующей реализации на территории РФ. В результате государство недополучает налоговые платежи, и страдают местные производители. Словом, главным врагом российской экономики был объявлен пресловутый «челнок».

Однако, как это часто бывает, выпущенный из правительственной пушки снаряд срикошетил в тех, кто вовсе не причастен к торговле на вещевых рынках. Речь идет о людях, которые часто пересекают границу России просто потому, что у них такая работа. Они, естественно, пустыми из-за рубежа не возвращаются, но и сбытом импортных вещей отнюдь не живут. Как рассказал «НИ» пилот одной из российских авиакомпаний, сейчас за летающим экипажем оставили лишь «право первого перелета в месяц». «На таможне нет четкого положения о том, как надо контролировать перевозку багажа. Получается, если летчик летает несколько раз в месяц, то он не может вообще ничего толком привезти из рейсов, – рассказал наш собеседник. – Мы делаем 4–5 дальних рейсов в месяц, а право на беспошлинный провоз можно реализовать лишь один раз – в первый рейс».

Таким образом возникает ситуация, когда человеку, по сути, навязывают порядок и сроки распоряжения собственными деньгами. Открываешь месяц командировкой в Индию – вези оттуда, в конце месяца будет рейс в США – поедешь обратно пустой. Причем, по словам пилота, в некоторых случаях надо вписаться в весовой критерий, в некоторых – в стоимостной, а в некоторых – в оба. «В принципе, таможенники свободно распоряжаются этими нюансами. Жаловаться здесь куда-либо бесполезно. Правила составлены таким образом, что таможенника виноватым не сделаешь, его можно привлечь разве что за взятку, – продолжает наш собеседник. – На продажу я ничего не везу, но одеть и обуть семью на европейских распродажах шанса не упускаю. Разве этим я нарушаю закон?»

Законодатели считают такой порядок вполне справедливым. Бывший главный таможенник России, а ныне председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов пояснил «НИ» ситуацию так: «Когда все это задумывалось, речь шла не только о «челноках», но обо всех мигрантах. Ведь когда люди едут по делам, они везут только самое необходимое. Мы в свое время ввели слишком либеральные правила, потому что в стране был недостаток товаров, надо было создать условия для их ввоза. Сейчас же рынки насыщенны. В результате искажается цена. Так что новые правила направлены и против чрезмерной перевозки товаров туристами. Ведь неизвестно, для чего везут – для потребления или для реализации. Поэтому эта мера, на мой взгляд, совершенно оправданна».

Наше предположение о том, что, возможно, нужно учитывать профессиональные особенности в работе тех или иных людей и не предписывать им сроки, когда они могут пользоваться правилами, а когда нет, г-н Драганов категорически отверг.

«В советское время уже делили: туристические цели, служебные дела, дипломатические поездки. Эта путаница ни к чему хорошему не приведет. Хотите провозить больше – пожалуйста, только оплатите пошлину. Все должны быть равны в этом смысле. Не должно быть никаких льгот. Вот вы, например, журналист, а я политик, и допустим, у меня были бы привилегии. Это было бы справедливо, на ваш взгляд? К тому же мы идем в ВТО, в международную интеграцию».

Нововведения не коснулись пока стоимостных параметров ввозимых товаров. По-прежнему без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. руб., то есть около 2,4 тыс. долларов. Но скоро и эта планка будет снижена до 15 тыс. руб. Иными словами, возвращаясь из Европы, покупок можно будет провезти меньше, чем на 500 евро.

Правда, как пояснили «НИ» в Федеральной таможенной службе, чтобы снизить эту сумму, надо внести изменения на законодательном уровне, а это быстро не делается. Также в ФТС нам еще раз повторили, что и нынешние, и грядущие изменения преследуют одну цель: перекрыть канал беспошлинного ввоза товаров под видом вещей для личного пользования.

Что же касается того, насколько реально уложиться в 500 евро при покупке не товаров на продажу, а личных вещей за границей, то представительница ФТС рассуждает так: «Если вы состоятельный турист и везете 10 шуб и несколько бриллиантовых колец, то вам не составит труда заплатить заодно и пошлину. Ни один обычный турист товаров на такие суммы не везет». Изменение же периодичности провоза с одного раза в неделю до одного раза в месяц, по мнению чиновницы, также вполне оправданно: «Какой нормальный человек 4 раза в месяц будет возить по 35 кг?». На нашу просьбу прокомментировать ситуацию, в которую попали летчики, таможенница отреагировала так же, как известная героиня «Бриллиантовой руки», которая была убеждена, что «наши люди в булочную на такси не ездят». Новый вариант: «Для личного пользования по 35 кг не возят. Значит, тут какие-то другие цели».

И депутаты, и чиновники дружно уверяют: мы не исключение, во всем мире так. Кто бывал, скажем, в Европе, знает, с каким интересом таможенники там относятся к количеству провозимых нами часов или трусов.

КОГО НАКАЗАЛА ТАМОЖНЯ

На Дальнем Востоке новые порядки ударили как раз по тем, для кого они были приняты, – по «челнокам». Это в основной своей массе безработные жители приморских сел, которые ездят в Китай, потому что другого заработка у них нет. За каждый двухдневный «тур» самые бедные и зависимые от чужих денег получают 100–200 руб. Для них это деньги.
Как-то на брифинге в Дальневосточном таможенном управлении попытались объяснить суть нововведений. «Привозит человек моток шнурков для ботинок весом 3 кг, там их несколько сотен. А в магазинах пара шнурков меньше 5 руб. не стоит. Вот и считайте сами, насколько это выгодно. Ни одно российское предприятие не может в таких условиях конкурировать», – горячился таможенник. Когда его попросили назвать хотя бы одно российское предприятие на Дальнем Востоке, которое производит шнурки, таможенник замялся. Потом специально выясняли – нет таких.
То же самое и с одеждой. Практически все трикотажные фабрики закрылись. В Приморье их сначала отдали в аренду южнокорейским компаниям. Туда привозили материал, а всю продукцию отправляли в США, в РФ ничего не оставалось. Но сейчас и их нет – производство оказалось невыгодным, слишком высокие тарифы на воду и свет. В Биробиджане и Уссурийске еще работают обувные фабрики, но их продукция не может конкурировать с китайской ни по ценам, ни по качеству. Женские сапоги, отороченные мехом, по 200 руб., мужские зимние ботинки по 600, кроссовки по 70–100 руб. – таковы цены в Суйфеньхе. Из Китая дальневосточники везут зимой мороженые креветки (200 руб. за кило), мясо ( 40–60 руб. за 1 кг) и даже куриные яйца.
Сколько ввозится товаров из Китая на плечах «помогаек» и «челноков», подсчитать невозможно. Но с начала марта цены на приморских рынках, торгующих китайскими вещами, выросли на 20–30%. Кстати, там продаются не только одежда и обувь – бытовая техника, хозяйственные товары, аксессуары для автомашин, рабочее снаряжение, строительные материалы и инструменты. А таможенники продолжают утверждать, что нет причин для роста цен. «Мы всего лишь упорядочиваем поступление товаров. Ведь «челноки» завозят значительную часть «серого» импорта, государство теряет на этом миллионы рублей. Принятое постановление должно помочь таможенникам справиться с этим негативным явлением нашей экономики и упорядочить ввоз товаров на российскую территорию», – заявила заместитель начальника Дальневосточного таможенного управления, начальник правовой службы Влада Алтуфьева.
Теперь «челночная армия» думает, как бы обойти таможенные барьеры. Отказаться от этого бизнеса нельзя – жить больше не на что. Светлана Макарова из Уссурийска всегда ездила с мужем. Вещи брала под заказы знакомых, что-то отдавала на реализацию на местном рынке. «Даже не знаю, как быть. Наверное, теперь придется ездить всей семьей, брать бабушку, детей и всех родственников. Вот будем на них все надевать в три слоя, потом раздеваться. Вы видели, как мужские брюки на руках провозят?» –спрашивает Светлана. Пока таможня еще разрешает беспошлинно провозить вещи, которые надеты на человека.

Дмитрий КЛИМОВ, Владивосток
Анастасия Малахова, Новые известия , 16.03.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru