Лениградская Правда
25 APRIL 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Время деловых интеллигентов
14.02.2003 00:01
В конце января в Санкт-Петербургском Гранд Отеле "Европа" собрались десятки крупнейших представителей научного и культурного мира России. Поводом для встречи стало десятилетие Северо-Западного отделения Российской Академии образования (РАО), однако вместо проведения пышных торжеств интеллектуалы решили пообщаться друг с другом в рамках круглого стола "Образование в условиях формирования нового типа культуры", сопредседателями которого выступили Нобелевский лауреат и вице-президент РАН Жорес Алферов, президент РАО Николай Никандров и ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий.

Вопрос эпохи перемен

В Петербурге давно уже не было научного и культурного мероприятия столь представительного по составу участников. Очевидно, что многие дали согласие поучаствовать в круглом столе и потому, что тема, выбранная для обсуждения, более чем насущна. Достаточно вспомнить последнее десятилетие с его непрерывными переменами, когда на глазах менялось общество, формировались новые правила, ценности, стереотипы.

Для интеллектуалов происходящее стало вызовом, достойно ответить на который оказалось не под силу многим маститым мыслителям. И особенно серьезно эта проблема проявилась в сфере образования - там, где взаимодействуют представители разных поколений, где идет передача знаний и опыта от старших к младшим, где закладывается одна из важнейших основ устойчивости и благополучия общества в будущем.

И не случайно в Гранд Отеле за одним столом собралось уникальное сообщество педагогов и ученых, "физиков" и "лириков" (причем высочайшего уровня!), теоретиков и практиков, общественных и государственных деятелей.

Для всех было важно не просто обменяться мнениями и идеями, но и постараться прийти к единому пониманию ситуации, определить, что необходимо делать, чтобы не только растить грамотных, уверенных в своем будущем специалистов, но и прививать им те необходимые культурные качества, без которых едва ли станет возможной благополучная, интересная и счастливая жизнь.

Прагматизм на фоне национальных традиций

Направление дискуссии задал заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации по Северо-Западу Е.И.Макаров, отметивший, что рациональный, прагматический подход в настоящее время стал основной жизненной философией для огромного количества людей, добившихся успеха в жизни.

- Рационализм абсолютно объясним в Санкт-Петербурге, в Москве, - сказал Евгений Иванович. - Но по мере удаления в российские глубины с необъятными просторами рационализм уходит на второй план. На первый план выдвигаются иррациональные идеи, которые всегда существовали и без которых невозможно было бы сконструировать страну, огромную Российскую Федерацию. Иррационализм в нашей стране - это не исключение из правила. Напротив, именно благодаря иррациональным идеям и решениям смогли удержать страну от кризисов, спасти ее от напастей. Реальное положение вещей таково, что применение рационалистических, прагматических подходов социального, экономического, культурного развития крупных регионов не может полностью позволить нам решить проблемы даже нашего Северо-Западного Федерального округа.

И здесь встает вопрос воспитания и образования граждан, которые способны проектировать свое будущее в контексте будущего страны, а не только в контексте будущего той небольшой группы людей или социума, в которых они сегодня живут. Этот вопрос стоит перед системой образования и воспитания. Мучает он и нас - людей, работающих в государственной системе, в органах власти, в администрации Президента Российской Федерации.

Противоречие, обозначенное Е.И. Макаровым, как выяснилось, уже давно волнует руководителей ведущих вузов страны. Ректор СПбГУП А.С.Запесоцкий по этому поводу заметил: "Мы в нашем Университете все время ощущаем: или интеллигентный или деловой, или духовный или материальный, или рациональный или иррациональный. Вот мы для себя выработали такую формулировку, кого мы стремимся сформировать - деловой интеллигент. Но эти две половинки пока не очень просто между собой уживаются".

Не считайте себя выше божьей коровки!

Как совместить, на первый взгляд, несовместимое, как создать рационального, преуспевающего интеллигента для нашей во многом иррациональной страны? Одним из первых участников круглого стола изложил свое видение ответа писатель Даниил Гранин:

- Я давно задумался над тем, что наше образование во многом лишено нравственной составляющей. Откуда это засилье все более делового подхода к жизни и к знаниям, которые мы получаем? Я думаю, это во многом идет оттого, что нам преподают в школе и в институте. Нам преподают самомнение, нам преподают веру в то, что мы являемся царями природы, мы могучие, умные, мудрые, нам ведомы или, во всяком случае, должны быть ведомы все тайны природы, мы все можем. На самом деле, это ведь далеко не так.

А дальше Даниил Александрович привел неожиданный и кое в чем парадоксальный пример в подтверждение своих слов, к которому позднее еще не раз возвращались другие участники круглого стола. Писатель заговорил... о насекомых:

- Мы в очень многом примитивные создания, мы чрезвычайно мало можем по сравнению с птицей, с муравьем, с божьей коровкой. Божьи коровки собираются, перелетают из нашего региона на Дальний Восток, там распределяются, пребывают некоторое время, осенью каким-то образом собираются и возвращаются в свои родные места. Как осуществляется у них связь между собой? Я думаю, что, когда преподают ту же самую биологию, должно возникать чувство благоговения к природе, чувство смирения перед могуществом и тайнами устройства мира. То же самое касается буквально всех областей. Мы не должны претендовать на ощущения хозяина этого мира. То же самое касается и литературы. Я думаю, что должно быть нечто другое - чувство удивления перед гениальностью и талантом, с которыми мы сталкиваемся.

Тревогу писателя разделил Первый заместитель Министра Образования А.Ф.Киселев:

- Наш исторический опыт должен привести к мысли о том, что каждое последующее поколение приходит в этот мир для того, чтобы продолжить дела предшественников и преумножить то, что делалось ранее. Именно такая позиция даст возможность многим людям обрести прочный фундамент жизненных позиций, а самое главное - подлинный смысл бытия.

Я глубоко убежден, что, начиная с детского сада и заканчивая послевузовским образованием, главная задача - это формирование внутреннего мотива и смысла обучения, тяги к самосовершенствованию, вне зависимости от того, в какой сфере человек будет работать. Если тяга к самосовершенствованию будет разбужена, привита, тогда вопросы и нравственного воспитания, и многого другого будут решаться несколько иначе, чем мы сегодня делаем.

О том, насколько важна неустанная работа над собой, говорил и академик Ю.С.Васильев, Президент Санкт-Петербургского технического университета: "Если мы не можем привить молодежи такие понятия, как самообразование, самодисциплина, самоконтроль, то мы, как педагоги, очень сильно проигрываем. Мне представляется, что вопросы, связанные с воспитанием именно этого подхода к образованию, ложатся своей главной тяжестью на семью. Мне кажется, что общество всегда выигрывает, когда какие-то задачи решаются коллективно, не говоря уже о науке, которая сейчас продвигается только путем активного участия больших коллективов".

Взгляд в будущее

О необходимости сочетать знания и культуру говорили практически все участники круглого стола. В существенной мере это было продолжением активной дискуссии вокруг книги А.С.Запесоцкого "Образование: философия, культурология, политика", шедшей в научных кругах Петербурга и Москвы всю минувшую осень.

Напомним, что эта книга стала сенсацией в хорошем смысле слова. Произведенный ею эффект можно назвать и взрывным и провокационным - в том плане, что взрыв разбудил дремлющие внутри профессионального сообщества силы, а провокационность заставила лучшие умы включиться в обмен мнениями. Ведь автор, благодаря удачному сочетанию строго научного подхода и богатого практического опыта, предложил то, чего ранее так остро не хватало в анализе проблем современного образования, а именно: осмысленность и системность в сочетании с анализом прошлого и выводами, устремленными в будущее.

Как говорили многие участники, именно желание обменяться мнениями с профессором Запесоцким под влиянием его книги, привлекло их в "Европу" в наибольшей степени. Специально на круглый стол прилетел из Самары Константин Титов, отложил важные дела в Москве Андрей Вознесенский, отменили зарубежные командировки многие другие московские гости.

Так каким же должно быть соотношение образования и культуры?

"Образование должно предполагать культуру, хотя бы потому, что весь образовательный процесс - это есть не что иное, как передача культуры следующему поколению, преемственность поколений через культуру", - утверждал один из участников круглого стола академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО В.В.Краевский.

По словам президента РАО Н.Д.Никандрова, в настоящее время возникает много вопросов, связанных с тем, что и культура и образование обременены рынком и рыночными отношениями - при том, что без последних обойтись нельзя. Как быть в такой ситуации?

Быть может, точнее других объяснил смысл синтеза свободной экономики и культуры губернатор Самарской области Константин Титов: "Есть принципы общения человека с человеком, и культура - это как бы международный язык. Думается, что мы должны сегодня четко определиться, в каком обществе мы живем. Мир идет к глобализации - это ясно и понятно. Тогда образование должно дать нашему ученику возможность конкурировать не с товарищем по парте, не с товарищем в Санкт-Петербурге, Москве, а с теми, кто обучается в Нью-Йорке, Японии, Токио, Таиланде, Англии, Африке. В конкуренции побеждают те, кто лучше подготовлен".

Разговор о будущем образования в обществе, где уже начались процессы глобализации, поддержал академик Ю.А.Рыжов, видный ученый и дипломат, в течение семи лет бывший послом России во Франции: "Результативность образования зависит, конечно, от мобильности и адаптивности самого процесса образования, его содержания и методов. И еще более актуальным является востребованность образованного класса в целом и по направлениям". Такой вопрос возник не случайно: в условиях глобализации российская экономика становится сырьевой, и, если ничего не изменится, сама потребность в большей части образованного класса просто-напросто отпадет. Вопрос о том, каково будущее России, давно остается открытым.

Главный редактор журнала "Социологические исследования", член-корреспондент Российской Академии наук Ж.Т.Тощенко в связи с этим подметил весьма любопытную деталь: по мнению ученого, принципиально изменился интерес к образованию: сегодня речь идет не столько о фундаментальном и прикладном, сколько о фундаментальном и полезном знании. Ведь фундаментальное знание как таковое потеряло вес в глазах молодежи, поскольку возросла тяга к так называемому полезному знанию, которое дает возможность конкурировать на рынке труда.

Дух первенства

Подобная тенденция весьма опасна, и решить, как быть, - задача из числа сложнейших. Ведь по мере преодоления обществом инерции спада, по мере того, как мы ощущаем определенную социальную, экономическую и политическую стабилизацию, перед нами встают новые важные вопросы. Один из них - это вопрос планирования будущего и на государственном уровне, и на уровне индивидуальном.

Очевидно, что системы образования и воспитания не могут оставаться неизменными. Соответственно вопрос о переменах в системе образования и воспитания не сводится к сугубо профессиональным темам. Важнее понять, какой тип личности стоит формировать. Каков образ будущей интеллигенции, какими чертами она должна быть наделена, возможно ли вообще создать ее? Реальны ли попытки сформировать человека делового, предприимчивого, хваткого, который, получив диплом, смог бы не только добиваться успеха в своих личных делах, но смог бы и возродить Россию.

Впрочем, даже в самых сложных ситуациях можно найти и пути решения насущных проблем. Это постарался доказать академик Ж.И. Алферов, по мнению которого, главным учителем и воспитателем является сама жизнь. Из нынешних российских реалий можно извлечь следующий урок: если мы будем строить нашу экономику на продаже сырьевых ресурсов, то из новых поколений не удастся воспитать ни патриотов страны, ни людей с высокими принципами и с высоким интеллектом.

Академик вспомнил слова Валерия Павловича Чкалова, которые знает с детства: "Если быть, то быть лучшим". "Мы почему-то решили, что мы не великая страна и нам не обязательно быть первыми, - заявил Ж.И.Алферов. - Но мы, между прочим, великая страна. Нам нужно быть первыми и нам нужно воспитывать молодежь в этом духе и в этом стиле".
Комсомольская правда в Петербурге , 14.02.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru