Лениградская Правда
23 APRIL 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
За свободу пропаганды
16.06.2003 00:01
На Петербург надвигаются досрочные губернаторские выборы - повышается градус информационной войны между местными телеканалами. Именно с этим сезонным обострением многие связывают неожиданные увольнения трех известных тележурналистов из питерских филиалов НТВ и РТР. По слухам, в вину им были поставлены нелояльные высказывания в адрес Валентины Матвиенко - как считается, главного кандидата Кремля на пост петербургского градоначальника. Нынешняя информационная война прокремлевских РТР и НТВ со смольнинским ТРК "Петербург", как и все подобные войны, ведется по правилам демагогии: "Клевещите, клевещите - что-нибудь да останется" (так советовал в свое время знаток политтехнологий Фрэнсис Бэкон). Однако специфическая склонность петербургского общества к либерализму проявилась и здесь. Смольнинские политтехнологи внедряют в общественное сознание мысль, что увольнение тележурналистов с прокремлевских каналов означает опасное для демократии посягательство на свободу слова. Закавыка, однако, в том, что сама идея свободы слова актуальна, если применяется к "четвертой власти" - средствам массовой информации - как общественному институту. Между тем пострадавшие журналисты лишились работы в организациях, которые вряд ли можно отнести к этой категории. Наше телевидение представляет не "четвертую власть", а "первую", являясь ее коммерциализованным придатком. Российское телевидение вообще, и контролируемые государством телеканалы (как федеральные, так и региональные) в особенности, давно уже перестали быть средствами массовой информации. Их деятельность за редким исключением направлена на решение двух задач: коммерческой (с помощью шоу развлекать потенциальных потребителей рекламы и за счет этого держаться на плаву) и пропагандистской (промывать мозги электорату путем внушения нужных властям направлений мыслей). Именно с этой целью существует на телевидении так называемое информационное вещание. Реальной картины российской жизни оно не дает. Новости уделяют непропорционально много места катастрофам и политическим сюжетам (визитам, высказываниям, скандалам), хотя их значение для жизни страны и ее граждан зачастую ничтожно. А вот доля экономических сюжетов смехотворно мала и никак не соответствует месту экономики в нашей действительности. Даже в тех редких случаях, когда телевидение описывает действительно важные события экономической жизни, делает оно это некачественно, без понимания сути. Причина та же - для телевизионного начальства важна не суть, а политически мотивированная оценка. Причины подобного положения вещей на телевидении многообразны, и здесь не место их обсуждать. Забавно, что этот статус-кво сохраняется вопреки ясно выраженной позиции Президента Путина, который справедливо считает, что развитие экономики страны составляет основное содержание политики государства. Парадоксально, но путинской установке в наибольшей степени соответствуют не контролируемые государством телеканалы, а не зависящие от власти печатные СМИ (да еще, может быть, радиостанция "Эхо Москвы"). И они, конечно, далеки от совершенства: тут и низкий профессионализм журналистов и менеджеров, и бедность, заставляющая порой идти на поводу у рекламодателей. У этих печатных СМИ никаких проблем со свободой слова нет или почти нет (по крайней мере, в Петербурге, что отчасти является заслугой губернатора Яковлева). Разумеется, среди печатных СМИ множество политически ангажированных (как поддерживающих нынешнего губернатора или федеральную власть, так и оппозиционных им), но есть и масса нейтральных, старающихся по мере сил исполнять свое общественное предназначение. А то, что большинство из них рекламно-развлекательные, - так это не их вина, а следствие преобладающего спроса. Печатные СМИ работают на настоящем рынке и подчиняются его законам, чего нельзя сказать о телеканалах. Наряду с элементами рыночной экономики в сфере телевидения действует мощнейший нерыночный фактор - заинтересованность власти в телевидении как наиболее эффективном (что показывают все исследования) пропагандистском инструменте. Когда заинтересованность эта обостряется, поле свободы для высказывания журналистами собственных мнений сокращается, уступая место пропаганде. Что тут скажешь? Значит, и пропаганда в современном российском обществе также должна обладать некоторыми степенями свободы. Самое главное - она не должна быть монополизирована. Правом промывать электорату мозги в собственных интересах должны обладать все участники политических баталий. С этой точки зрения федеральные власти, пытаясь накануне губернаторских выборов отобрать у Смольного "пятую кнопку" (Минпечати отказалось пролонгировать лицензию ТРК "Петербург" и намерено выставить эфирную частоту этого телеканала на конкурс, исход которого нетрудно предсказать), действуют нецивилизованно. В конце концов, те петербуржцы, кому по психологическим причинам необходимо прислониться к той или иной властной "вертикали", тоже ведь люди и заслуживают права на выбор.
Эксперт-Северо-Запад , 16.06.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru