Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
На сто дней ближе к реальности
23.01.2004 00:01

Первый "промежуточный финиш" новой петербургской администрации - событие условное, ни к каким объективно существующим политическим или экономическим точкам отсчета не привязанное. Напомним: в США принято ("так сложилось"), что после нескольких месяцев предвыборной нервотрепки, жестких дебатов и прямых обвинений вновь избранный американский президент получает возможность в течение ста дней поработать в льготном режиме.

В этом плане говорить о петербургских "ста днях" бессмысленно. Здешние самопровозглашенные лидеры общественного мнения предрекали провал каждого из предстоящих ста дней нового губернатора Петербурга задолго до выборов - с того самого момента, когда стало понятно, что действовавшие в течение семи лет безотказные механизмы манипулирования властью и обществом пришли в негодность. Ни о каком "временном зазоре", который позволил бы взбудораженному выборами городу успокоиться и консолидироваться, не могло быть и речи.

Новому губернатору сразу же попытались навязать "очень важные" вопросы, как то: из числа бывших комсомольцев или нынешних банкиров сформировать правительство? правильным или неправильным строительным фирмам пожаловать городские заказы? тем или другим банкам предложить эксклюзивную роль в обслуживании городского бюджета? наконец, перенести столицу из Москвы в Питер полностью или частично? Искушение было велико. Матвиенко - вовсе не новая Екатерина Великая, а всего лишь квалифицированный чиновник высокого ранга.

Следует отметить, что в самом общем смысле проблема, с которой столкнулась Матвиенко в октябре 2003 года, очень похожа на проблему, с которой столкнулся Путин в мае 2000-го. Вся огромная виртуальная Россия ждала от нового президента отставок и назначений, арестов и запретов - в общем, чего угодно, кроме того, что было сделано в первую очередь. А в первую очередь были оперативно, может быть, не очень удачно, но в пожарном порядке решены проблемы, которые всем вокруг казались решенными раз и навсегда, - ликвидирована "шляхетская вольница" в Совете Федерации, составленном из глав областей; выстроена не очень удачная, но выправившая систему управления структура федеральных округов. А потом - почему-то - были решены "невкусные" для политтусовки, но жизненно важные вопросы легализации страны - будь то символика, будь то трудовые отношения, будь то собственность на землю - вопросы базисные, без решения которых уходили в виртуал и политика, и экономика России.
Стадией Валентины Матвиенко отчасти напоминают и стиль, и содержание действий пришедшего к власти Владимира Путина. Как и он, Матвиенко удержалась от эффектных, но демонстрационных по сути действий. Как и он, занялась прежде всего вещами "невкусными", "неинтересными" - но такими, в отсутствие которых город проваливался в пустоту, и не только в переносном смысле.

Некоторые аналитики не без раздражения обратили внимание на "зацикленность" нового губернатора на теме бюджета. Матвиенко буквально носится с содержанием бюджета, с его наполнением, с механизмами его исполнения. Но "скучной" тема бюджета является только в виртуальной реальности, где никакие задачи на ставятся всерьез и никакие деньги не направляются на решение - всерьез - именно этих задач. Как только власть принялась строить экономику "в реале", сразу же обозначились зияющие дыры в бюджете, преподнесенном новой администрации "в наследство" дружным коллективом наследодателей. Сразу же было предложено и еще одно "скучное", но доказавшее свою эффективность на федеральном уровне решение - переход на казначейскую систему. Одновременно изменился характер постановки и решения задач. Первые шаги в социалке ознаменованы отказом от относительных величин и переходом к абсолютным. Это не математика, а элементарная порядочность - вместо того, чтобы годами принимать красивые решения о повышении тех или иных пособий и выплат "вдвое", "втрое" и "на 101,2 процента", новая администрация совместно с ЗакСом провела решения о подтягивании пенсий и зарплат бюджетников до уровня прожиточного минимума, а также о повышении стоимости "бесплатных" школьных завтраков до суммы, за которую действительно может позавтракать школьник (а не его домашний хомяк). И сразу же стало ясно, что до сих пор "удваивались" и "утраивались" числа, близкие к нулю. Стало ясно и другое - что десятки тысяч стариков и бюджетников могут рассчитывать по максимуму на минимум. Но теперь они могут хотя бы это - и власть теперь должна сравнивать свои следующие шаги не с абстракцией собственных нормативов, а с реальной грустной цифрой уровня выживания.

Похожим образом развивались в течение этих ста дней и другие сюжеты. Вроде бы о том же, о чем и раньше, - да только с точностью до наоборот.

Одна из "добрых традиций" - административно-хозяйственная тусовка. Регулярные встречи руководителей регионов с главами естественных монополий так же популярны в виртуале, как "ходилки" и "стрелялки". "Междусобойчики" Валентины Матвиенко с руководством "Газпрома" и РАО "ЕЭС" опять грубо вывалились в оффлайн: заключены соглашения о газификации пригородов, дополнительных газопоставках и снижении тарифов на электроэнергию.

Другая традиция - популизм, сочетающий "заботу о человеке" с наглой обираловкой (как это случилось в печально известной истории с "платой за капремонт"). Здесь Матвиенко пошла по непривычному пути - почему-то противопоставила бюджетно-финансовым аргументам нравственность и поддержала странную идею жителей города - что, дескать, нельзя взимать плату за неоказанные услуги.

Еще одна любимая площадка - строительная. Еще на предвыборном участке городу успели объяснить главное в строительной политике Матвиенко - передел рынка в пользу московских строителей (впрочем, некоторые считали, что передел будет, но в пользу питерских строителей). Но в первую очередь новая администрация занялась несколько другими вопросами - причем, кажется, именно теми, которые ей и положено решать. А именно: вместо того, чтобы определять, кто и за сколько будет строить, она определила наиболее кричащие приоритеты по капремонту, создала механизм решения острых жилищных проблем и приступила к формированию системы ипотечного кредитования.

В общем, довольно скучной оказалась и "федеральная составляющая" политики нового губернатора. Никаких хэппенингов, никаких срочных переездов всех ветвей власти. А вот брошенная Валентиной Матвиенко фраза о "миссии Петербурга", определенной как превращение Питера в город европейских стандартов качества жизни, была откомментирована московскими экспертами как доказательство реальной федеральной роли главы петербургской администрации. Это, кстати, подтверждают и последние рейтинги влияния политиков - Валентина Матвиенко и Юрий Лужков остаются единственными главами субъектов Федерации, входящими в десятку наиболее влиятельных федеральных политиков.

Известия-СПб , 23.01.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru