|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Куплю тебя, Петра творенье!
21.06.2004 00:01
Любая внутренняя болезнь, в том числе и социокультурная, какой бы затянувшейся и «привычной» она ни была, рано или поздно достигает своего апогея. В медицинской терминологии - кризиса, каковым термином и следует охарактеризовать сегодняшнее состояние архитектурно-исторического комплекса Северной столицы. Это априорное утверждение вряд ли нуждается в пространных доказательствах - достаточно просто прогуляться по Невскому в любую погоду: вопреки предостережениям классика, блистательный проспект, многочисленные руины которого вызывающе задрапированы социально-оптимистической рекламой, на сей раз Вас не обманет. Добрый доктор Айболит Разного рода диагносты общественных недугов называют всевозможные причины такого бедственного положения дел: кто-то по привычке обвиняет во всем коммунистов, доведших великий город «до ручки», кто-то, как депутат Госдумы Николай Харитонов, клеймит «дурацкую преступную приватизацию 90-х годов». Но времена, когда «болезнь» можно было заговаривать, прошли, и теперь «врачи»-политики вынуждены констатировать наступление переломного момента, после которого наступит либо чудесное выздоровление, либо коллапс. Главный городской Айболит - губернатор Валентина Матвиенко - не так давно объявила об отыскании панацеи против всех архитектурно-исторических хворей. Спасти петербургский центр, а заодно и городской бюджет, оказывается, может только передача большей части этих самых ценностей в частные руки. Ради этого благого дела не жалко и скинуть покупателю полцены - главное, чтоб человек был хороший и чтоб деньги заплатил поскорее! Одним словом - грядет очередная форсированная приватизация исторической недвижимости, но, разумеется, не «дурацко-преступная», как в 90-е годы, а умно-легальная, то есть прозрачная и законная. Правда, перед этим надо уладить один маленький нюанс: срочно принять такие законы, которые в дальнейшем не было бы уже нужды нарушать или обходить. И как только до этого в 90-е годы не додумались? И вот сразу после заседания совета по сохранению культурного наследия, на котором была провозглашена новая губернаторская линия, соответствующие комитеты администрации приступили к разработке некоего законопроекта, название которого пока держится в секрете (сюрпризом будет?). Известно только, что он касается порядка предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции. Парламентское обсуждение этого закона, правда, станет актуальным лишь после принятия федерального закона о разграничении собственности на памятники между субъектами РФ и федеральным центром, а также внесения соответствующих поправок в закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации)». Лужков плохому не научит? Разговоры о том, что памятники истории и культуры надо продавать, начались в России уже давно, так что назвать инициативу петербургского губернатора революционной было неверным. Как известно, мэр Москвы Юрий Лужков всегда выступал за то, чтобы столичные памятники находились в московской, а не в федеральной собственности и чтобы доходы от их приватизации, соответственно, получал город. Правда, официально руководители соответствующих комитетов Смольного от московского опыта активно открещиваются, хотя Валентине Матвиенко, вероятно, важна и приятна поддержка Юрия Лужкова в вопросе приватизации, которую он уже поспешил выразить. Негатив столичной схемы, по словам петербургских чиновников, заключается в том, что до недавнего времени инвесторы в Москве по своему усмотрению могли изменять не только внешний вид, но и назначение зданий. Многие «культурные центры» Москвы в итоге трансформировались в казино и рестораны. Бесконтрольную свободу владельцев исторических строений оправдывал действовавший с 1994 года указ президента Ельцина, фактически инициировавший распродажу памятников истории и культуры по всей России (под предлогом улучшения их содержания и ремонтирования). Превратиться из инвестора-арендатора в полноправного обладателя памятника тогда не представляло труда. Этой счастливой возможностью в Петербурге воспользовались все, кто смог оплатить сомнительную экспертизу, по результатам которой здание, как правило, легко переводили из статуса федерального памятника в региональный, превращая, таким образом, в объект, готовый к приватизации. Благодаря таким решениям, подписанным премьер-министром Виктором Черномырдиным, город, по мнению «консервативно» настроенных экспертов, безвозвратно уже потерял множество уникальных зданий. Когда, наконец, выяснилось, что, получая здания «на халяву», инвесторы, в основном, стремятся к тому, чтобы исказить, но никак не отреставрировать памятники, потребовался новый федеральный правовой акт, четче прописавший условия передачи зданий инвесторам и ограничивший их права. Наконец, в 2002 году президент Путин подписал закон «Об объектах культурного наследия», который «заморозил» передачу федеральных памятников в частные руки и усложнил процедуру приватизации региональных культурных объектов. Правда, автоматически оказалась замороженной и проблема реставрации памятников архитектуры. «Ни один бюджет ни одной страны мира, тем более России, - отмечает в этой связи экс-председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин, - не сможет содержать петербургские памятники». Вполне возможно, что возвращение городских и федеральных властей к приватизационной идее связано с тем разочарованием, которое постигло Владимира Путина, убедившегося в дни 300-летия, что казенных сил, средств и умений на полноценное возрождение города не хватит никогда. Если, конечно, не уменьшить его до размеров Константиновского дворца. Как убеждены многие, именно Путин и присоветовал Валентине Матвиенко как можно скорее начать приватизацию шедевров городской архитектуры. В противном случае напористость Валентины Ивановны в столь щекотливом для петербургского самосознания вопросе выглядит труднообъяснимой. Камо грядеши? Теперь правительству Санкт-Петербурга необходимо определиться, в какую сторону будут направлены его конкретные шаги. Итак, перед глазами - «беспредельный новодел» a la Лужков. «Петербург никогда не пойдет по такому пути!» - категорически заявляет председатель КГИОП Вера Дементьева. Что ж, слава Богу. Отцы и матери города на Неве обещают взять за образец Европу. Здесь и вправду есть чему поучиться: почти 80% архитектурных достопримечательностей в Риме и Париже принадлежат инвесторам. А в Венеции, например, старинные палаццо одно время распродавались за символическую сумму - 1 лиру (какие там наши полцены!). Правда, покупать эти дворцы никто не бросился: муниципалитет строго оговорил условия их реставрации и содержания - а это огромные деньги и строгие штрафные санкции в случае невыполнения принятых обязательств. Продуманные условия приватизации, эффективные механизмы контроля за их выполнением и т.п. европейские стандарты - все это прекрасно. Но, к сожалению, отнюдь не ново. Еще в 1993-1994 годах группа экспертов Минимущества совершила рабочую поездку по европейским городам (Венеция, Париж, Рим) и ознакомила с их опытом тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина. Что было потом, см. выше. Выходит, добротное европейское правовое зерно на российской бюрократической почве дает урожай неконтролируемых реформ-мутантов. Но, может быть, реформаторский саженец губернатора Матвиенко и впрямь окажется истинно европейским? Вырастет - узнаем. А пока депутаты готовятся привить ему некоторые облагораживающие поправки. Так, Алексей Ковалев внес на рассмотрение Законодательного Собрания СПб проект закона «О порядке планирования и определения условий приватизации недвижимого имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга». Ковалев настаивает на том, что приватизация недвижимости обязана производиться в соответствии с городским законодательством, а имущество, закрепленное за приватизируемым предприятием на праве хозяйственного ведения (парки, мосты, дворцы, магистральные сети...), должно оставаться в собственности города. Смольный по поводу данной инициативы пока не высказался, но чиновникам и законодателям скоро придется обменяться мнениями, так как оба законопроекта (правительственный и депутатский) в ближайшее время начнут обсуждаться на заседаниях ЗакСа. Пациент скорее мертв? Пока городские парламентарии осторожно признаются, что у них «есть опасения». Это и неудивительно, если учесть явную встревоженность большого числа избирателей. Так, согласно данным специалистов СПб Института социологии РАН, на вопрос: «Поддерживаете ли Вы передачу гибнущих дворцов-памятников частным лицам при условии, что они их хорошо отреставрируют и будут пускать для знакомства с этими дворцами всех желающих?» - 44,7% опрошенных петербуржцев ответили «нет», еще 12,5% - «пожалуй, нет». «Да» и «пожалуй, да» сказали лишь 30,8%. И нельзя сказать, что всему виной - «советская ментальность» горожан. Просто не доверяют петербуржцы сладким словам и заверениям чиновников! Не верят, что отечественные бизнесмены вдруг окажутся альтруистами и с радостью согласятся на все «новые строгие нормы», да еще и захотят купить памятник позапущеннее, чтобы вкладывать в него средства просто ради эстетического удовольствия, не преследуя никакой материальной выгоды. Правда, правительство намерено оставить за собой право изъять у владельца в случае нарушений условий уже отреставрированный памятник, но опять-таки: где гарантия, что эта норма - подобно пожарно-санитарным нормативам - не превратится просто в еще одну чиновную кормушечку? «Что для болезни лекарство - то для дел право» - гласит древняя латинская мудрость. Пока в кулуарах ЗакСа и Смольного идет неофициальное обсуждение еще не выписанных рецептов. А «пациент», между тем, «скорее мертв, чем жив». Печальнее же всего то, что петербургские власти не могут приступить к серьезному «лечению» застарелых городских язв, не имея на то соизволения «сверху». А «наверху», судя по всему, начнут шевелиться, когда об этом настоятельно попросит Сам. Вот такая «архитектурная вертикаль».
Дело ,
21.06.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |