Лев и темнота
19.07.2006 00:01
 | |
В Русском музее состоялось открытие грандиозной выставки авангардиста Павла Филонова. Эта экспозиция поражает даже не столько картинами одного из самых странных художников 1910–1930-х годов, сколько умело срежиссированным музейным шоу уровня ХХI века, способным в буквальном смысле пролить новый свет на известные полотна.
Первый и главный шок, который испытывает посетитель выставки «Павел Филонов: Очевидец незримого» – страх темноты. Целую галерею залов Русского музея превратили в почти диснеевские комнаты ужасов, обив их темно-коричневыми тканями и наполнив психоделическими звуками синтезатора. Этот синтезатор АНС – скорее полуорган, полукомпьютер 1958 года выпуска – сканирует графику Филонова и выдает инфернальные шумы и завывания. В жутковатой темноте лучи выхватывают картины мастера «аналитического авангарда», которые в этом ракурсе больше похожи на экспонаты Кунсткамеры – на окаменелости, на заспиртованных уродцев, на всякого рода причудливые творения природы вроде овец с двумя головами и тремя ногами.
Именно так, по мнению дирекции Русского музея, Филонова и нужно показывать – зритель должен погружаться в картины, почти медитировать перед ними, разгадывая графические формулы (многие вещи художник так и называл – «Формула весны» или «Формула пролетариата») и наблюдая за движением мазков, больше напоминающих размножение микроорганизмов. При свете дня и на скучных белых стенах филоновские холсты сливаются в одно лоскутное одеяло.
Филонов уже не первый раз провоцирует музейные игры. Примерно года три назад в Московском центре искусств тогдашний его куратор Марина Лошак расставила рядом с его картинами микроскопы: всякий желающий мог сравнить «органические матрицы» живописца с реальными клетками зеленых листьев. Дело в том, что сам метод эксцентричного мастера, принципиально не продававшего свои работы, – это препарация картины, ее дробление. И все это ради вселенской духовности. Страстный радетель за дело пролетариата Филонов пытался насадить некий религиозный пантеизм. Предлагал художникам рисовать «запах деревьев и их биосферу», «прорабатывать каждый атом» и изображать «не лицо, а мышление человека». В итоге получались «навороченные» образы, где слились все направления ХХ века – от кубизма и футуризма до агитплаката – и все это приправлено жирным соусом натурфилософии. Желания и результат у Павла Филонова парадоксально расходились: хотел написать голову советского крестьянина, а на деле – освежеванная физиономия Фрэдди Крюгера из голливудского фильма ужасов. Хотел создать «формулу пролетариата», а возникала формула конца света. В этом смысле Филонова логичней сравнивать даже не с современниками Малевичем и Кандинским, а с «великим сумасшедшим XVI столетия» Иеронимом Босхом. Ведь именно Босх был одержим идеей связи всего живого: только у него и у Филонова мир – это карнавал элементарных частиц, живой и мертвой плоти.
 | | Почему именно это пряное блюдо было припасено Русским музеем для саммита в разгар туристического сезона? На то имеется несколько веских причин. Во-первых, авангардист еще не слишком известен широкой публике (последняя выставка прошла в 1988 году, и ее открывала Валентина Матвиенко в статусе зампреда исполкома Ленсовета). Он куда как меньше раскручен, чем Малевич и Кандинский. Основная масса его картин хранится в Русском музее, куда их передала сестра живописца. Для иностранных гурманов – это особенно лакомый кусок, ведь Филонова практически нет в зарубежных собраниях. Любой его рисунок вызывает страшный ажиотаж среди собирателей. Так что выставка просто обречена на успех у западного зрителя. И она явно поедет на гастроли.
Для пущей «продвинутости» всего действа организаторы шоу прибавили к нему еще пару-тройку современных проектов. Художник-концептуалист Вадим Захаров создал огромного голубого льва (метафору Петербурга, филоновской самоуверенности и вообще «русского менталитета»), который читает автобиографию художника. Отдельно показывают очень остроумный фильм Степана Шушкалова, где «оживают» авангардные картины – разлетаются на мелкие осколки под музыку Чайковского и собираются снова. Увы, всю эту роскошь лидеры стран «восьмерки» оценить не смогли по соображениям личной безопасности. Зато, по заверению сотрудников музея, детская «восьмерка» была в восторге. В декабре Филонов прибывает в Москву (есть договоренность с пушкинским музеем), и кураторы обещают еще более фееричное зрелище.
Сергей Соловьев, Новые известия ,
19.07.2006
|
 |
 |
 |
|
 |
|
 |
Первоначально особняк с восемью спальнями, 14-тью ванными комнатами, бассейном с морской водой, сауной, баром, двумя лифтами, спортзалом и винным погребом с бронированной дверью выставлялся на аукцион за $10 млн, но сделка сорвалась. В 2024 году объект вновь выставили за $5,75 млн, а к июлю 2025 года он ушёл с молотка за $4,4 млн при оценочной стоимости $7,8 млн.
|
Президент Владимир Путин в понедельник второй раз за месяц собрал совещание с членами экономического блока правительства и указал на резкое замедление российской экономики, темпа роста которой к лету упали почти до нуля. «Ещё в прошлом году мы с вами <...> говорили о необходимости принять необходимые меры по борьбе с инфляцией, по укреплению макроэкономической стабильности. Соглашались с тем, что это неизбежно приведёт к «охлаждению» экономики, к её, как мы говорили тогда, «мягкой посадке». И общим мнением было также, что необходимо пройти по такому острому лезвию: и макроэкономическую политику не подорвать, и экономику не «переохладить», не «заморозить» её», — сказал Путин.
|
 |
За первые 8 месяцев 2025 года в российские суды поступило 43 уголовных дела, связанных с гособоронзаказом, — это абсолютный рекорд с начала СВО. Из них 28 дел были возбуждены за срыв гособоронзаказа, 2 — за мошенничество в особо крупном размере, 13 — за получение взятки. Приговоры и детали большинства уголовных дел неизвестны, так как в материалах судов часть информации скрыта. Это связано с тем, что в делах есть документы с грифом гостайны. В таких случаях дела рассматривают в закрытом режиме, и суды не публикуют информацию о том, кто привлекается, и тексты приговоров. В целом по чувствительным для государства темам статистика, например, судебного департамента скрывается, отмечает эксперт.
|
 |
Минцифры представило список сайтов, которые будут работать при отключённом мобильном интернете, передаёт «Интерфакс». В этом предварительном «белом списке» — соцсети (какие именно, пока не ясно), маркетплейсы, навигаторы, такси, службы доставки, супермаркеты, личные кабинеты операторов связи, а также Госуслуги, платформы для дистанционного голосования, сайты Кремля и правительства. Глава «Минцифры» Шадаев считает, что это «все ресурсы, важные для жизни».
|
 |
|
|
 |
 |
 |
Архив Ленправды
Темы дня
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Дайджест СМИ Санкт-Петербурга
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
Дайджест федеральных СМИ
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
|