Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Из Эрмитажа можно вынести еще тысячи сокровищ
7.12.2006 00:01

Сегодня в главном музее страны открылась  необычная выставка - публике предлагают взглянуть на едва не утраченные раритеты. Это те самые иконы, церковные чаши и ювелирные изделия, которые были украдены из фондов и возвращены в Эрмитаж. Всего - 31 экспонат.

Пропажу обнаружили минувшим летом. Тогда же грянул грандиозный скандал: выяснилось, что к исчезновению аж 226 экспонатов была причастна хранитель фонда прикладного искусства Лариса Завадская. Пропажу оценили в 130 миллионов рублей и тут же окрестили «кражей века».

Как проходит расследование этого громкого дела, выяснили корреспонденты «Комсомолки».

Кто ответит за «кражу века»?

Лариса Завадская, хранительница коллекции, внезапно скончалась от сердечного приступа. Как раз тогда, когда в фондах началась ревизия. Но в ее квартире сыщики провели обыск и обнаружили квитанции из ломбардов и антикварных магазинов, куда сдавались похищенные вещи.

Тут же были арестованы муж хранительницы Николай Завадский и их сын Коля. Затем за решетку отправился приятель Завадского-старшего доцент Санкт-Петербургского университета Иван Соболев. Его обвинили в том, что именно он уговорил Завадских выносить предметы из эрмитажной коллекции.

Сына Завадских почти сразу отпустили под подписку о невыезде. А совсем недавно, в ноябре, свежим воздухом задышал и Иван Соболев: истек срок давности, ведь кражи, в которых обвиняют доцента, совершались в 1994 -1995 году.

- Соболева отпустили из-за пробела в законодательстве, - поясняет начальник 9-го «антикварного» отдела ГУВД Петербурга Владислав Кириллов. - В УК есть 164 статья, наказывающая за хищение предметов, представляющих особую ценность. Вот, к примеру, похищенная икона «Собор всех святых». Икону эту очень любил Николай II, она висела в его спальне. На черном рынке за такую икону дадут от 200 тысяч долларов. Но эксперты не указали особую ценность этой иконы. И все - вместо 164 статьи действует другая, где срок давности 10 лет...

Сейчас за решеткой остался только муж хранительницы Николай Завадский. В музейных кругах говорят,  что Завадский рассказал оперативникам страшную правду: когда его жена пришла работать в фонд, там многих предметов уже не было. Их украли задолго до нее. Это, кстати, стало одним из доводов, когда супруги решались на хищение: если прежние пропажи никто не заметил, то, глядишь, и их пронесет...

Где остальные ценности?

Часть похищенных раритетов удалось вернуть. Ценности подбрасывали - в камеру хранения на вокзале, на помойку, - а потом звонили в милицию: мол, приезжайте и забирайте. Но в музей вернули только 31 экспонат. Остальные продолжают искать. Велики ли шансы?


Кубок, украшенный лазуритом, XIX век. Возвращен одним из первых.
Кубок, украшенный лазуритом, XIX век. Возвращен одним из первых.

- Вы поймите, сейчас эти ценности могут находиться в любой точке земного шара, - говорит Кириллов. - Но большинство явно в Москве. Петербургский антикварный рынок на 90 процентов ориентирован именно на столицу. Там достаточно людей с деньгами, которые готовы их инвестировать в предметы искусства.

- Но почему тогда 27 из 31 предмета найдены в Петербурге?

- В антикварном мире дорога репутация. И если оказалось, что человек продал или купил краденую вещь, с ним не будут иметь дела: он ненадежен. Поэтому мы не афишируем фамилии антикваров, возвращающих нам экспонаты. А в Москве Анатолий Вилков (зам. руководителя Росохранкультуры. - Прим. ред.) тоже пообещал сохранять анонимность, но потом взял и во всеуслышание объявил имена тех, кто ему сдал вещи. Естественно, антиквары обиделись.

- А если ценности уже вывезли за границу? Интерпол поможет?

- Когда мы находим предмет за рубежом, они его изымают и возвращают нам. Проблема в другом. Например, у нас есть информация, что сейчас в США в одной известной галерее стоит что-то, похожее на украденные из Эрмитажа экспонаты. Но у нас нет фото украденного. Есть только описание, но по нему идентифицировать предметы очень сложно. Те же иконы похожи: канон-то один. У них часто стандартные размеры, они написаны по единому образцу. И если нет фото и подробнейшего описания - все. Эти ценности уже нереально вернуть.

Экспонаты стоят 0 рублей 0 копеек

- Сначала Эрмитаж оценил похищенное в 130 миллионов рублей. Но потом эта цифра почему-то уменьшилась. С чем это связано?

- Согласно приказу Минкульта СССР от 1985 года предметы из музеев бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. Поэтому формально сокровища музейные ничего не стоят.

И вот вам следствие: люди, отвечающие за хранение предмета, ответственности нести не будут. Ну выговор получат. Стоимость пропажи ведь 0 рублей 0 копеек. И дело тут не в плохих директорах музеев, это сама система хранения не регламентирована законодательством.

- Что больше всего мешает поиску экспонатов?

- Отсутствие информационной базы. Музейщики сами не знают, что у них есть, а что украли. Те же часы «Брегет» несколько раз приносили в закупочную комиссию Эрмитажа. И там их не приняли! Никто не сказал: это же наше, верните.

На полный каталог уйдет 300 лет!

Расследование выявило еще одну проблему: в фондах Эрмитажа очень много неучтенных ценностей. Настоящих сокровищ, за такие на черном рынке выложат не задумываясь тысячи долларов. А документов на эти экспонаты нет. В любой момент картины, кубки или табакерки могут вынести из музея и продать. И это даже не будет уголовным преступлением: ведь по бумагам их просто не существует.

- И это в главном музее страны?! Но почему? Неужели, специально готовят ценности «на продажу»?

- Просто нет четкой системы хранения и ответственности. Что-то приняли в фонд, но забыли оформить. Какие-то документы утеряны.

Чтобы поставить все эти «дикие» ценности на учет, нужно опечатывать хранилища, а потом специальная комиссия будет все их заносить в каталог. Но такими темпами только на фонд прикладного искусства, откуда была кража, уйдет 3 - 4 года - там же 11 тысяч предметов! Это ведь процесс длительный. Вот, скажем, икону надо разобрать. Специалист по живописи должен подтвердить, что это не подделка. Затем оклад: все венчики надо развинтить, отдельно взвесить, отдать представителям пробирной палаты, которые подтвердят соответствие проб и веса. На окладе - драгоценные камни, эмаль. Значит, нужен еще и геммолог, чтобы определил, что за камни, какой чистоты. Это не 15 минут.

В Эрмитаже около 2 миллионов экспонатов. Даже если на описание и фотографирование каждого будет уходить 20 минут, то на каталогизацию всей коллекции потребуется 300 лет! А пока полного каталога не составят, ценности будут уплывать.

КП , 7.12.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru