Лениградская Правда
25 APRIL 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Холодное кресло
29.01.2002 00:01
Вот уже почти месяц, как российский министр обороны Сергей Иванов исчез из поля зрения. Точной информации о его местонахождении нет никакой. Вернее, те, кто знает, хранят партизанское молчание. Остальные могут только догадываться. Независимо от того, каковы истинные причины отсутствия военного министра на общественном небосклоне, ясно одно: что так быть не должно в принципе. Страна желает знать, что думает министр о переговорах с американцами о судьбе Договора по ПРО, о военном бюджете на 2002 год, боеготовности армии и флота, закупке новых видов вооружения, пенсиях и социальных льготах для военнослужащих, — да мало ли чем могут интересоваться граждане. Пока же на эти вопросы отвечают подчиненные министра: Анатолий Квашнин, Юрий Балуевский, Любовь Куделина. В Минобороны об исчезнувшем говорят кратко: “Министр болен”. Однако в России болезнь государственного чиновника высокого ранга — больше чем болезнь. Она имеет как минимум два аспекта: собственно медицинский и “дипломатический”. Если с первым все ясно, то второй нуждается в пояснении. Дело в том, что годичное правление Иванова на посту министра обороны оказалось, мягко говоря, малопродуктивным. Армия как была в загоне, так там же и осталась. Политическая элита страны как не знала, какие Вооруженные силы Россия должна иметь в XXI веке, так и продолжает находиться в неведении. Минобороны продемонстрировало интеллектуальную беспомощность и не смогло предложить руководству страны никакой новой идеи, которая способствовала бы реальному, реформированию всего военного механизма государства. Доводы о том, что при таком убогом финансировании сам старик Хоттабыч, пожалуй, попал бы в затруднительное положение, оставим для потомков. В настоящем же мы имеем министра, который “завалил” важное президентское поручение. Чем президент, несомненно, очень недоволен. Плачевные результаты правления гражданского министра обороны можно было предвидеть изначально. Наши политики — особенно это относится к политикам либеральной ориентации — почему-то считают, что, кроме них, в армейских делах никто по-настоящему не разбирается. Их абсолютно не смущает то обстоятельство, что современная армия — сложнейший организм, и установление гражданского контроля над деятельностью военных еще не означает автоматическое повышение боеспособности армии и флота в целом. Кстати, в этом смысле неудачное правление Иванова может сильно скомпрометировать саму идею гражданского министра обороны в российском обществе. Вывод отсюда один: меньше популизма и желания понравиться Западу при принятии государственных решений. Больше реальной заботы о безопасности страны. В то же время обращает на себя разноголосица в высказываниях Владимира Путина и Сергея Иванова по поводу закрытия наших баз в Лаудерсе и Камрани и американского военного присутствия в странах Центральной Азии. Иванов высказал точку зрения, которая, мягко говоря, не совсем совпала с тем, что говорил президент. Он не одобрил вывод наших баз и сказал, что американцам в Центральной Азии делать нечего. Многие расценили это как вторую причину возможной опалы министра обороны. Хотя верить в то, что Иванов, будучи креатурой Путина, мог позволить себе подобное вольнодумство, может только человек, который совершенно не знаком с российской политической традицией. Наиболее реальной может оказаться версия, согласно которой Иванов специально озвучил такое “мягкое” несогласие с позицией президента. Путин знал об этом и даже, возможно, санкционировал такие речи. Таким образом, президент, который в последнее время делает не совсем понятные шаги на международной арене, дает понять своим западным партнерам, что российские генералы сохранили свою “ястребиную” направленность и что ему, Путину, в этой обстановке нелегко выполнить свои обязательства перед Западом. И последнее. Нечто от “стокгольмского синдрома” (это когда заложник воспринимает проблемы террориста как свои собственные). Как показала практика, военная среда обладает удивительной способностью переваривать, переламывать и подчинять себе все, что попадает в ее жернова. Может быть, Сергей Иванов серьезно “заболел” армейскими проблемами и решил стать самостоятельной политической фигурой, чтобы всего себя посвятить борьбе с режимом, которому наплевать на проблемы армии. А почему бы и нет? Вспомним: Рохлин, Лебедь, Руцкой, Николаев, Родионов, Макашов, Шаманов и т.д. Красиво, но по жизни — невероятно... Кто может стать министром обороны? В настоящее время реально претендовать на пост главы Минобороны могут три человека: начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий Шпак и председатель Комитета Госдумы по обороне генерал армии Андрей Николаев. Назначая министром Анатолия Квашнина, президент Путин рискует тем, что тот начнет кадровую и организационную “бойню”, расправляясь с неугодными. Амбиции и злопамятство первого генштабиста известны. Например, он давно и устойчиво не любит командующего ВДВ и хочет ликвидировать эти войска как вид. Поэтому с приходом на военное хозяйство Анатолия Квашнина на реформе можно будет поставить жирный крест. На стороне Георгия Шпака — высокий авторитет не только в своих войсках, но и вообще в генеральской среде. Он единственный командующий, чьи войска принимают участие в боевых действиях и кто познал диалектику современной войны не в академиях. ВДВ имеют огромный опыт миротворческих операций, который сейчас с нуля набирают сухопутчики. Шпак также известен личной порядочностью. Он не “отмазал” своего сына — офицера-десантника — от командировки в Чечню и потерял его там. Андрей Николаев — яркий пример интеллектуального военного. Служил в Генштабе и директором Федеральной пограничной службы. В последние годы, занимаясь общественной деятельностью, он отошел от конкретных военных дел. При разделении функций Минобороны и Генштаба Николаев мог бы стать идеальным гражданским министром обороны. Вероятность того, что Владимир Путин вновь назначит министром обороны кого-либо из доверенных гражданских лиц, стремительно приближается к нулю. Военные год назад не слишком протестовали против назначения Сергея Иванова министром по той причине, что полагали, что его политический вес (а Иванов тогда считался вторым человеком в государстве по влиянию) поможет решить армейские проблемы. Этого не произошло. В войсках зреет недовольство, а авторитет Иванова упал не только в армейской среде, но и среди истеблишмента.
Московский Комсомолец , 29.01.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru