Rambler's Top100
Лениградская Правда
13 MAY 2021, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Частно-государственная партнерша министра финансов Силуанова
3.04.2021 14:17
Новая сожительница министра финансов Антона Силуанова, 33-летняя Ольга Хромченко, получила доли в проектах, связанных с масштабным госфинансированием (выделенным без конкурса). Среди прочего, она участвует в строительстве платных дорог, возведении грузового порта и производстве целлюлозы. Сама Хромченко отрицает, что ее инвестиции как-то связаны с министром, а Силуанов вопрос о конфликте интересов комментировать не стал. Так совпало, что члены семьи Хромченко числились в компании, провернувшей многомиллионные аферы по хищению госсредств.

Еще недавно об Ольге Хромченко не было известно широкой аудитории. Начиная с июля 2018 года ее имя стало фигурировать в публикациях сайтов, распространяющих «заказуху». Там ее называли «бывшей эскортницей», которая заручилась хорошими связями и стала «браться за важные экономические и организационные вопросы», такие как «выигрыши тендеров на строительство путепроводов в Московской области».

Что хотели сказать авторы той сумбурно написанной «заказухи», не очень ясно. На тот момент Хромченко еще не числилась ни в каких компаниях, да и представителям эскортного бизнеса, с которыми пообщался The Insider, это имя неизвестно. Зато, как свидетельствуют документы, уже в 2019 году Хромченко получила доли в компаниях с миллиардными проектами и бюджетными деньгами.

Связь с министром

Ольга Хромченко родилась в деревне Шамокша Ленинградской области и училась в ПТУ. По крайней мере до прошлого года она была трудоустроена в АО «Росспиртпром», 100% акций которого находятся в федеральной собственности. Предприятие — крупнейший производитель этилового спирта из пищевого сырья.


Ездит Хромченко на Range Rover, который, согласно доступным через Telegram базам, она нередко паркует в районе Фрунзенской, рядом с ЖК «Андреевский», где владеет пентхаусом Антон Силуанов.

В контактах некоторых своих знакомых Хромченко записана как Силуанова, а в двух случаях и как его супруга (официально Силуанов холост с 2015 года). Еще встречаются метки «вилла Геленджик», «Майами», «лоббистка» и «Сейшелы».

И это не единственные ее пересечения с министром финансов. И Хромченко, и Силуанов получали штрафы за нарушение ПДД в Калужской области. Энергичный министр превышает скорость на своем мотоцикле BMW K 1600 GTL. В калужской деревне Шувалово, согласно имеющимся у The Insider выпискам из Росреестра, у главы Минфина есть в собственности земельные участки.

И именно из этой деревни, как следует из данных утечки цифровых пропусков, использовавшихся во время карантина, возвращался в прошлом году домой в Санкт-Петербург Юрий Хромченко, отец Ольги.

Когда именно Хромченко съехалась с Силуановым, точно неизвестно. В 2020 году их связь уже точно прослеживается, но насчет 2019 года уверенности нет, поэтому нельзя утверждать, что ее карьерный взлет начался после знакомства с министром. Один из проектов (платные дороги) связан с подмосковными властями, остальные — с федеральными структурами и бюджетами.

Платные дороги

В 2019 году Ольга Хромченко получила 20% в ООО «Русдор-Финанс» (в феврале этого года ее доля увеличилась до 33%). У этой компании есть несколько дочерних организаций, занимающихся проектами по строительству платных дорог в Подмосковье.

«Лыткаринская платная дорога» в III квартале 2021 года приступит к строительству дороги «Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково — Железнодорожный». Стоимость проезда по ней составит 10 рублей за 1 км. Фирма Хромченко выступает в качестве концессионера, власти Московской области должны выделить ей деньги на этапе строительства, получив из федерального бюджета 34,6 млрд рублей. Когда (и если) дорога будет построена и введена в эксплуатацию, власти Подмосковья должны будут заплатить концессионеру еще 20 млрд рублей. Остальные доходы он будет получать в виде платы за проезд.

Концессионное соглашение было заключено в феврале прошлого года между «Лыткаринской платной дорогой» и правительством Московской области без проведения конкурса (на основании предложения компании и отсутствия альтернативных заявок). Согласно договору, власти Подмосковья взяли на себя обязательство перечислять фирме Хромченко суммы «Капитального гранта» за счет средств федерального бюджета. Первый транш в 1,7 млрд рублей должен поступить в 2021 году.

«Ведомости» отмечали сверхвыгодные условия соглашения для частной компании, которая сможет рассчитывать на компенсации в случае недостаточного интенсивного движения по трассе и расторжения соглашения на этапе строительства. В бюджете Московской области на 2021 год отдельно поступление трансферта из федерального бюджета не прописано. Не исключено, что соглашение может быть расторгнуто и концессионер сможет претендовать на компенсацию расходов на проектирование и недополученного дохода. Эту версию основной владелец «Русдор-Финанс» Алексей Строганов отвергает: «Мы каждый день работаем над проектом. Вот сейчас я в Мособлэкспертизе нахожусь», — сказал он в телефонном разговоре с The Insider. От других комментариев относительно бизнеса Строганов отказался.

Еще одна «дочка» «Русдор-Финанс», «Одинцовская платная дорога», возводит путепровод у села Саввинская Слобода.

Проект вызвал протесты местных жителей, фактически лишающихся бесплатной альтернативы, и пока заморожен.

Также с подругой главы Минфина аффилированы ООО «Ступинская платная дорога», «Шатурская платная дорога», «Акуловская платная дорога», «Сергиево-Посадская платная дорога» и «Платный объезд Щёлково». Напомним, ранее Антон Силуанов заявлял, что, по его мнению, в России слишком мало платных дорог. Он лоббировал создание специального госфонда для финансирования подобных проектов. Мог ли министр финансов или его ведомство иметь какое-то отношение к проектам с участием Хромченко, неясно.

Сахалинский порт

В 2022 году планируется начать строительство многофункционального грузового порта с нефтяным, газовым и угольным терминалами на восточном побережье Сахалина. Проект будет реализовывать ООО «Многофункциональный грузовой район», в котором через «Русдор-Финанс» имеет долю и Ольга Хромченко.

Вопрос заключения концессионного соглашения прорабатывался в Росморречфлоте. Это федеральное агентство подведомственно Минтрансу. Проект строительства порта получал одобрение и в федеральном Минфине. Концессионное соглашение предусматривает выделение около 4 млрд рублей из федерального бюджета на создание инфраструктуры.

Конопля

«Русдор-Финанс», совладельцем которого является Хромченко, владеет 50% в ООО «К Фарма», производителе лекарственных препаратов, вместе с акционером компании «Коноплекс» Романом Белоусовым (о нем ниже). «Коноплекс» считается крупнейшим в стране производителем промышленной конопли. В косметологии конопля используется в средствах по уходу за кожей и волосами, а в фармацевтике — для изготовления препаратов на основе каннабидиола.

С «Коноплексом» же Хромченко учредила ООО «МИК». Эта фирма стала участником соглашения по созданию предприятия по производству целлюлозы из лубяных культур в Пензенской области. Соглашение заключено без конкурса по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина. Этот проект стал первой в России федеральной концессией в сфере промышленности и единственным федеральным проектом государственно-частного партнерства в 2020 году.

Со стороны правительства его курирует Минпромторг, а Минфину поручено обеспечивать включение в проекты законов о федеральном бюджете расходных обязательств. Объем бюджетных субсидий может превысить 3 млрд рублей.

Микрозаймы

С 2019 года Ольга Хромченко владеет долей в 5% в ООО «Юником». Это агрегатор микрозаймов «Юником24». Годовая выручка дочерней компании «Юником24» — 133 млн рублей.

Кредитная платформа Хромченко получила в партнеры один из фондов ООО «ВТБ Капитал Пенсионный резерв», под управлением которого 96,4 млрд рублей пенсионных денег. С «Юником24» сотрудничают не только микрокредитные организации, но и государственные банки (ВТБ, «Почта Банк», Газпромбанк).

Эта тема также близка Антону Силуанову, который в ответ на новости о сокращении реальных доходов населения заявлял, что жить в кредит — «это нормально». Также Минфин в конце 2020 года принял план по внедрению онлайн-технологий в финансовый сектор, который облегчит получение займов. Впрочем, прямого отношения к проекту «Юникома» Минфин не имел.

Откуда деньги

Чтобы покупать доли во всех этих компаниях, Ольге Хромченко нужны были деньги, причем существенно больше, чем можно накопить на зарплату в «Россспиртпроме». Источник этих средств однозначно установить сложно, однако история ее семьи может быть тому подсказкой.

Отец Ольги Юрий Хромченко, по информации The Insider, по крайней мере до 2017 года работал в петербургском ООО «Стик». Эта фирма связана с Владимиром Артеевым — организатором крупной схемы по хищению бюджетных средств. Возможно, Ольга ранее имела непосредственное отношение к Артееву — во всяком случае, в «заказных» материалах он фигурирует как ее бывший сожитель и отец ее ребенка.

Артеев — основатель группы компании «Единые решения». В 2017 году его задержали по подозрению в мошенническом хищении бюджетных средств, выделенных на строительство социальных объектов. Подконтрольные Артееву компании, в том числе и «Стик», в котором получал деньги отец Хромченко, заключили договоры в Петербурге, Омске и Тамбове на строительство и реконструкцию 11 социальных объектов. Не был сдан ни один. Всего же, писала «Фонтанка», в результате сговора Артеева с чиновниками «растворились» 27 млрд рублей. Помимо хищения непосредственно бюджетных денег, обеспеченные госконтрактами фирмы легко получали в банках кредиты и не возвращали их.

Как выяснил The Insider, Владимир Артеев еще в 90-е годы числился в милицейских базах в качестве члена ОПГ. Привлекался и по уголовной статье за похищение человека. Согласно архивам уголовного дела, в 1997 году он вместе с подельником захватил и удерживал гражданина А.В. Новосельцева, требуя за него выкуп в размере $2 тысяч. Но заложнику через день удалось сбежать.

Партнеры Хромченко и связь с ОПГ

Одним из ключевых партнеров Хромченко является вышеупомянутый Роман Белоусов — они вместе занимаются и проектом строительства порта, и конопляным бизнесом и платными дорогами. Белоусова называют доверенным лицом небезызвестной семьи Скигиных. Так, Хромченко и Белоусов являются акционерами «Подмосковной платной дороги» вместе с ее дочерними компаниями, а основной владелец через ГК «Платная дорога» — Михаил Скигин. Бенефициаром же «Коноплекса», который вместе с Хромченко занялся производством целлюлозы, является Евгений Скигин — еще один сын покойного Дмитрия Скигина.

Дмитрий Скигин был известен как человек Ильи Трабера («Антиквар»), криминального авторитета, которого испанская полиция объявляла в розыск как члена Тамбовско-Малышевской преступной группировки. Одним из основных активов Трабера-Скигина считался Петербургский нефтяной терминал. По данным следствия, Скигин помогал отмывать деньги ОПГ через Bank of New York, Лихтенштейн и Монако. После отмывания средства частично вкладывались в Объединение банков, инвестирующих в порт (ОБИП) и обратно в Петербургский нефтяной терминал. Сын скончавшегося в Ницце Дмитрия Скигина, Михаил Скигин, сегодня руководит все тем же нефтяным терминалом.

Подробнее о бизнесе Трабера-Скигина и о доле Владимира Путина читайте в расследовании «4% Путина. Как близкие к Кремлю криминальные авторитеты отмывают нефтяные деньги в Монако».
Михаил Скигин в комментарии The Insider сообщил, что «Русдор-Финанс» Хромченко участвует в реализации совместных проектов «как финансово, так и посредством своего обширного опыта». «Руководство «Русдор-Финанс» обладает необходимой профессиональной экспертизой в сфере ГЧП. Эта компания, как и другие участники проектов, несет ответственность в части выполнения обязательств, накладываемых на концессионера российским законодательством», — подчеркнул Скигин.

Михаил Скигин также настаивает на том, что его отец никогда не был «человеком Трабера» и после 2000 года разделил с ним бизнес и перестал быть его компаньоном (Дмитрий Скигин сохранил за собой порт, а Траберу достался «Совэкс») и с тех пор, по словам Скигина-младшего, ни Трабер, ни его представители в бизнесе его отца не участвовали. Он также отмечает, что прокуратура Монако не имеет никаких претензий ни к нему, ни к его отцу, о чем есть специальное письмо.

И тут Ротенберг

В феврале 2020 года Ольга Хромченко стала собственницей 162-метровой квартиры (выписка из Росреестра есть в распоряжении The Insider) в ЖК Barkli Gallery. Рыночная стоимость одного квадратного метра в этом клубном доме превышает миллион рублей (любопытно, что Силуанов, давая на днях советы по ведению семейного бюджета, говорил о необходимости согласовывать крупные траты со своими партнерами). Раньше владельцем этой квартиры был Аркадий Ротенберг. Олигарх купил ее в августе 2019 года, затем продал бывшему топ-менеджеру «Газпрома» Андрею Гончаренко, после чего объект за 4 месяца сменил трех собственников. Пока не оказался у Хромченко.

Интересно, что «Росспиртпром», в котором числится Хромченко, входит в сферу интересов Ротенберга, писали «Ведомости». Его люди 11 лет назад были трудоустроены почти во все заводы госпредприятия. С Ротенбергом связан и бывший деловой Хромченко: соучредителем «Юникома» вместе с ней был Алексей Сакун — сын экс-гендиректора «Трансстроймеханизации», входящей в группу «Мостотрест» Ротенберга.

Отметим, что Силуанов выступал за принятие так называемого «закона Ротенберга», по которому российские бизнесмены могли рассчитывать на компенсации из госбюджета потерь из-за западных санкций. Да и бизнес Ротенберга на строительстве дорог во многом зависит от позиции Минфина, утверждающего выделение средств на финансирование проектов.

«Он сам пришел»

В разговоре с The Insider Ольга Хромченко не стала отрицать свою личную связь с министром Силуановым, но уверяет, что он ей в бизнесе не помогает: «Мой бизнес появился до того, как мы начали общаться, как познакомились с Антоном Германовичем. Он не имеет к этому никакого отношения. Ну и что, что проекты моих компаний получают одобрение в Минфине? Естественно, это же государственный орган, как и любой другой, тот же Минпромторг. Антон Германович там никаким макаром. А то его в хвост и в гриву все».

На вопрос, откуда она взяла средства на вхождение в крупные проекты, Хромченко ответила, что с этим ей помог ее партнер: «Мы давно дружим. У нас дети в один детский садик ходили (у Хромченко есть дочь от предыдущих отношений). Сначала начали общаться с его супругой, так и общаемся». Основной бизнес-партнер подруги главы Минфина Алексей Строганов отказался объяснить, какую роль играет она играет в их совместных проектах.

Нельзя исключать, что Ольга Хромченко открыла бизнес еще до знакомства с Силуановым, однако концессионные соглашения подписывались в 2020 году, то есть уже время развития их отношений.

Гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов видит в ситуации коррупционное нарушение: «Это не самая распространенная форма конфликта интересов. Не имеет значения, до знакомства были учреждены компании или после. Тем более, если до этого у нее не было опыта подобных концессионных соглашений. В данном случае неважно, профильное ли ведомство возглавляет министр: раз документы через него проходят, то он может прямо или косвенно влиять на бизнес близкого себе человека. Даже если подписываются согласования не лично, а подчиненными. К тому же содействие в подобных случаях нередко происходит неформально».

Антон Силуанов прочитал сообщение The Insider в мессенджере с вопросом, декларировал ли он каким-либо образом наличие конфликта интересов, но не ответил на него.


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
01 02 04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru